«Знакомим детей с лекарственными растениями»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Презентация и конспект занятия о том, как рассказать детям о лекарственных растениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_lekarstvennye_rasteniya_severa.rar | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологическому воспитанию в старшей группе.
Образовательная область: познание, коммуникация.
Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.
- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
- Познакомить детей с целебными кустарниками;
- Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);
- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
- Развивать познавательный интерес к природе родного края;
- Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав,( презентация « Загадки о целебных кустарниках », ( приложение №1.) оборудование для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, мяч, чайник для заваривания чая, плоды шиповника и малины сушеные, веточки смородины.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос — ответ, словесное упражнение « Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай », просмотр презентации « Лекарственные кустарники » и др.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями; подготовка альбома « Лекарственные растения Севера » для детей; просмотр презентаций « Травы на лугу », « Лекарственные травы », составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений, консультация для родителей « В моде натуральное » ( о фитотерапии, правилах сбора лекарственных трав и их использовании), альбом « Лекарственные растения » для родителей.
Начало на ковре, все сидят полукругом.
- Воспитатель загадывает детям загадку:
Есть растения такие, Они вовсе не простые.
Если что-то заболит — Эта травка исцелит! ( дети: лекарственные растения )
Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? ( дети : о лекарственных растениях )
Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги « Травники ». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. « Травник » — это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли « Травник » ( Воспитатель показывает современные книги – справочники. Повтор слова « Травник » индивидуально 2-3детьми.)
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру « Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай! » ( Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям). Вопросы:
— Что такое лекарственное растение? ( Растения, которые лечат разные болезни )
— Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
— В какую погоду собирают лекарственные растения ? (В сухую, солнечную погоду)
— Почему подорожник так назвали? ( Потому что он растет вдоль дорог .)
— Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? ( Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
— Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
— Почему растение мать – и – мачеха так назвали? ( Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой — мягкий, теплый, как мать .)
— Что делают из лекарственных трав? ( Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло )
— Почему шиповник так назвали? ( Потому что у него на веточках есть шипы .)
2. Воспитатель: Есть много трав полезных на земле страны родной. Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, брусника, зверобой.
Вы хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами соберем « Травник ». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы — находите картинку отгадку и рассказываете, что и как лечит это растение. Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны! (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).
- Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук ( подорожник )
Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.
- В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички — белые реснички (ромашки)
Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.
- Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)
Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.
- Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)
Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.
- Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер)
Клевер — красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.
- Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)
В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.
7. Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой. Что же это? – (зверобой).
Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настой пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла
8. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят (ландыш)
Настойка применяется при, нарушениях сердечной деятельности. ! Является ядовитым.
9. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).
Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой
Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.
Воспитатель: Там еще остались картинки. Какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых растений: черника, брусника, малина, пижма, тысячелистник.)
Черник а — Свежие ягоды черники полезно применять, для повышения остроты зрения.
Тысячелистник — Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день.
Мать – и – мачеха — Применяется при заболеваниях дыхательных органов, ангине.
Брусника — Пьют морс при простуде от температуры, при болезнях почек. Используют листья и плоды.
- Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.
Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? (Дети: одуванчик!)
Физминутка « Белый одуванчик »
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
( Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.
- Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на стульчики. Сегодня я хочу рассказать вам о лекарственных кустарниках. Кто знает, чем трава отличается от кустарника? (Кустарники растут семьей, а трава по одной травинке . У кустарников толстый стебелек, а травинки- тонкий)
Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим, какие лекарственные кустарники растут в нашем крае (Воспитатель показывает презентацию « Лекарственные кустарники », комментируя картинки).(приложение №1)
- Воспитатель: У меня есть плоды лекарственных кустарников. Попробуйте отгадать, что это? (Дети смотрят сушеные и мороженые плоды, отгадывают название: шиповник, малина, красная и черная смородина, клюква). Давайте мы заварим витаминный чай (Воспитатель с помощью детей заваривают чай из плодов в чайник). Такой чай называют фиточай . Пока наш фиточай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные растения вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы и кустарники). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фиточаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)
Источник
Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с лекарственными растениями
Лариса Владимировна Давыденко
Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с лекарственными растениями
Цель: познакомить с видами лекарственных растений, учить правилам их сбора, хранения и применения в лечебных целях; развивать познавательность, активность детей, внимание, мышление; закреплять название лекарственных растений (ромашка, подорожник, тысячелистник, зверобой и др.);
— Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. расширять знания детей о лекарственных растениях, учить детей различать лекарственные растения по их внешнему виду. Закрепить представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло. Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
— Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения.
— воспитывать бережное отношение к природе, устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.
Формы работы с детьми
• Наблюдение за лекарственными растениями на участке детского сада
• Беседы «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека». «Лекарственные растения Краснодарского края (зверобой, ромашка, цикорий, подорожник и др.)».
• Целевые прогулки, экскурсии, походы.
• Чтение художественной литературы о лекарственных растениях (рассказы, стихи, загадки)
— В. Бианки «О травах», Экологическая сказка «Шиповник»
— А. Пришвин «Иван-Чай»
— Т. Белозеров «Одуванчик».
— Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения».
• Рассматривание альбомов, атласов, энциклопедий с фотографиями лекарственных растений.
• Дидактические игры «Цветочный магазин», «Узнай растение по описанию», «Путаница», «Приготовь лекарство», «Цветок – имя», «Собери растение»
• Сюжетно-ролевые игры «Фармацевты», «Путешествие на луг.
• Метод проектов (например, «В царстве лекарственных растений», «Живая аптека», «Чудо — растение», «Наш друг — подорожник» и др.)
• Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).
Источник
Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями
Наталия Пугаева
Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями
Перпиктивный план работы с детьми подготовительной к школе группе в рамках рабочей программы «Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями» МБДОУ № 33 Г. Тулы.
Составила воспитатель высшей категории Пугаева Н. И.
Сентябрь.
Беседа: «Лекарственные растения—средства оздоровления организма человека».
Цель: учить детей определять Лекарственные растения, учить правилам их сбора, хранения и применения; развивать познавательность, активность детей, внимание, мышление; закреплять название лекарственных растений (ромашка, подорожник, тысячелистник, зверобой и др.); воспитывать бережное отношение к растениям.
Экологическая игра: «Узнай целебную траву».
Цель: учить определять лекарственные растения; закреплять их название; развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение;воспитывать интерес к растениям.
Наблюдение в уголке живой природы: «Лекарственное растение-алоэ».
Цель: учить детей описывать внешние особенности растения; развивать
наблюдательность, внимание; закреплять знание о лечебных свойствах
алоэ; воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Вечер развлечений: «Знахарские посиделки».
Цель: вооружить детей знаниями о том, как не допустить заболевания
органов дыхания при переохлаждении; развивать умение готовить рецепты от простуды; закреплять названия лекарственных растений;воспитывать заботу о других; желание поделиться своими знаниями с друзьями.
Октябрь.
Чтение стихов о лекарственных растениях.
Цель: учить слушать внимательно,выделять в стихотворении характерные особенности растения; развивать творческое воображение и коммуникационное общение; закреплять представление о лекарственных растениях; воспитывать желание беречь и защищать природу.
Исследовательская деятельность:«Определи лекарственное растение по картинке или гербарию».
Цель: учить называть особенности растения, где можно его встретить;
закреплять представление о том,где можно его использовать; развивать внимание, память, мышление; воспитывать самостоятельность; желание оказывать помощь.
Экологическая игра:«Найди лекарственные травы».
Цель: учить детей выбирать картинки с лекарственными растениями и
называть их; развивать внимание,память, мышление; закреплять знания о применении этих трав в лечение заболеваний;воспитывать самостоятельность.
Беседа: «Лекарственные растения Тульской области (василек, зверобой, ромашка, цикорий,иван-чай и др.)».
Цель: учить детей рационально использовать лекарственные растения;
развивать представления о лекарственных растениях Тульской области,
их места произрастания; закреплять название лекарственных растений,
их применение; воспитывать желание расширять свой кругозор.
Ноябрь.
Загадки о лекарственных растениях.
Цель: учить отгадывать загадки, учить сравнивать;развивать логическое мышление, внимание, память; закреплять представления о лекарственных растениях; воспитывать любознательность.
Беседа: «Правила сбора лекарственных растений».
Цель: учить детей правилам сбора лекарственных растений; развивать память, внимание, мышление; закреплять названия лекарственных растений; воспитывать бережное отношение к растениям.
Исследовательская деятельность: «Отгадайте о каком растении говорят, что оно жжет».
Цель: учить проводить исследовательскую работу,устанавливать причинно-следственные связи; развивать мышление, память, речь; закреплять название лекарственного растения-крапива; воспитывать интерес к живой природе.
Дидактическая игра: «Какого растения не стало?».
Цель: учить запоминать растения; развивать внимание, память; закреплять названия лекарственных растений; воспитывать желание помочь товарищу.
Декабрь.
Чтение экологической сказки: «Шиповник».
Цель: учить детей отличать друг от друга розу и шиповник; закреплять знания о лекарственных свойствах шиповника; развивать внимание, память, воображение; воспитывать бережное отношение к растениям.
Дидактическая игра:«Что будет если…».
Цель: учить устанавливать зависимость растения от воды, тепла, света;развивать внимание, память; закреплять понимание о том, как важен уход за растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.
Вечер развлечений:«Зелёная аптека».
Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями; развивать зрительное восприятие, внимание, воображение; закреплять названия лекарственных растений; воспитывать чувство сострадания.
Подвижная игра с элементами имитации:«Хоровод лесных растений».
Цель: учить взаимодействовать друг с другом; закреплять названия лекарственных растений; развивать воображения, внимание, память, экологическое мышление; воспитывать экологическую культуру.
Январь.
Беседа: «Аптечная ромашка».
Цель: учить определять аптечную ромашку по внешнему виду; развивать внимание, память, мышление; закреплять применение ромашки в лекарственных целях; воспитывать заботу о своём здоровье.
Подвижная игра с элементами имитации :«Танец животных и растений»
Цель : учить детей взаимодействовать друг с другом; развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность; закреплять названия животных и растений;воспитывать дружелюбие.
Чтение экологической сказки: «Трава здоровья».
Цель : учить использовать лекарственное растение-подорожник; развивать внимание, мышление, память; закреплять название лекарственных растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Исследовательская деятельность: «Определи по запаху растение».
Цель : учить детей определять лекарственное растение (валериану) по запаху, рассматривать его; закреплять знания о применении валерианы; развивать мышление, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Февраль.
Работа в уголке живой природы:«Посадка лука».
Цель: учить детей сажать лук в почву, в баночку с водой; развивать внимание, мышление, память; закреплять лекарственные свойства лука, рецепты с использованием лука; воспитывать трудолюбие.
Чтение экологической сказки: «Дуб».
Цель: учить понимать смысл сказки; закреплять представление о лекарственном значении дуба; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание помогать другим людям
Дидактическая игра:«Лес. Сад. Огород.»
Цель:учить определять какие лекарственные растения растут в лесу, в саду, на огороде; развивать память, внимание, мышление; закреплять названия лекарственных растений, условия произрастания; воспитывать любознательность.
Наблюдение в уголке живой природы за прорастанием лука.
Цель: учить детей сравнивать, анализировать, рассматривать лук в почве и в баночке с водой; развивать внимание, наблюдательность, речь; закреплять лекарственное значение лука для здоровья человека; воспитывать желание ухаживать за растениями.
Март.
Зарисовка и подготовка выставки «Лекарственные растения».
Цель: учить детей изображать лекарственные растения, передавая их особенности внешнего строения; развивать память, творчество, внимание; закреплять названия лекарственных растений, их применение; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Зарисовка и подготовка выставки «Лекарственные растения».
Цель: учить детей изображать лекарственные растения, передавая их особенности внешнего строения; развивать память, творчество, внимание; закреплять названия лекарственных растений, их применение; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Сюжетно-ролевая игра: «В гостях у лекарственных растений».
Цель: учить детей изображать лекарственные растения; развивать способность выражать своё отношение к роли, любознательность; закреплять применение лекарственных растений; воспитывать самостоятельность, бережное отношение к растениям.
Чтение экологической сказки: «О том как берёза и ива остались верны родному краю».
Цель: учить понимать смысл сказки; закреплять представления о деревьях, их значении; развивать внимание, воображение, связную речь; воспитывать интерес к самостоятельному чтению.
Апрель.
Чтение экологической сказки: «Рябинушка».
Цель: учить детей русскому обычаю сажать рябину около дома; закреплять знания детей о рябине; развивает воображение, внимание, память;воспитывать нравственные качества: доброту, приветливость.
Дидактическая игра: «Узнай траву».
Цель: учить узнавать лекарственные травы среди других растений; развивать память,внимание, мышление; закреплять названия лекарственных трав; воспитывать активность, самостоятельность.
Вечер развлечений: «Конкурс юных исследователей природы».
Цель: учить детей выполнять задания дружно; развивать память, мышление, речь, воображение; закреплять умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать дисциплинированность, желание слушать друг друга.
Цель: учить определять землянику по внешнему виду от других растений; закреплять применение и лекарственное значение земляники; развивать внимание, память, мышление ;воспитывать бережное отношение к природе.
Май.
Дидактическая игра: «Собери картинку».
Цель: учить собирать разрезную картинку (о лекарственных растениях); развивать память, внимание, мышление; закреплять представления о лекарственных растениях; воспитывать быстроту, ловкость.
Чтение экологической сказки: «Подсолнечник».
Цель: учить детей ухаживать за растением, знакомить с условиями, которые влияют на его рост; закреплять представления о внешнем виде растения; развивать внимание, экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к растениям.
Сюжетно-ролевая игра: «Лесное путешествие».
Цель: учить детей выступать в роли деревьев, цветов; развивать любознательность, память, мышление; закреплять названия лекарственных растений; воспитывать активность, самостоятельность.
Беседа: «Малина и смородина».
Цель: учить детей определять и описывать внешний вид малины и смородины; закреплять представления детей о лекарственном значении малины и смородины; развивать любознательность, мышление; воспитывать желание ухаживать за растениями.
План Школы совершенствования педагогического мастерства педагогов План работы Школы совершенствования педагогического мастерства воспитателей Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, оказание.
Источник