Меню

Урок первая медицинская помощь при травмах опорно двигательного аппарата

Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата

Причины и виды травм опорно-двигательной системы

Травмы происходят при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении, при автомобильной аварии и т.д.

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы:

— растяжения или разрывы связок;

— растяжения или разрывы мышц и сухожилий

Переломы – это нарушения целостности кости. Перелом может быть открытым и закрытым. Для открытого характерно наличие раны. При закрытом переломе, который более распространен, кожный покров остается неповрежденным. Открытый перелом более опасен, т.к. существует риск занесения инфекции в рану или потери крови.

Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Когда головка кости выходит за пределы своего нормального положения, происходит растяжение и/или разрыв связок. вывих обычно легко определить по видимой деформации сустава.

Растяжение связок происходит, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. чрезмерная нагрузка может привести к полному разрыву связок и вывиху кости.

При легких растяжениях связок заживление обычно происходит достаточно быстро. Поэтому люди часто не обращают внимания на подобное происшествие и, в результате, сустав может быть травмирован повторно.

Тяжелые формы растяжений обычно вызывают сильную боль при малейшем движении сустава. наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызваны подъемом тяжести, чрезмерной мышечной работы, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени. Как и в случае растяжения связок, растяжение мышц, если им не оказывать должного внимания, может привести к повторным травмам.

Признаки и симптомы травм

— невозможность выполнения двигательной функции.

При более тяжелых формах могут проявляться следующие признаки:

— изменение цвета кожи;

— ощущение хруста в костях или щелкающий звук в момент получения травмы.

Помощь при всех травмах опорно-двигательного аппарата одинакова. Во время оказания помощи постарайтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли

Помогите ему принять удобное положение. Помните об основных моментах:

— обеспечение неподвижности поврежденной части тела;

— приподнятое положение поврежденной части тела.

Обеспечение неподвижности – иммобилизация направлена на:

— предотвращение дополнительных травм;

— уменьшение риска возможного кровотечения;

— предотвращение перехода закрытого перелома в открытый.

Фиксация поврежденной части может производиться путем наложения шины, поддерживающей повязки или бинтованием.

При наложении шины руководствуйтесь следующими правилами:

— шина накладывается без изменения положения поврежденной части;

— шина должна охватывать как область повреждения, так и суставы, расположенные выше и ниже этой области;

— до и после наложения шины проверьте кровообращение в поврежденной части тела;

— зафиксируйте шину выше и ниже области повреждения.

При любой травме, за исключением открытого перелома, прикладывайте лед. Холод помогает облегчить боль и уменьшить припухлость, так как способствует сужению кровеносных сосудов.

Обычно холод прикладывается на 15 минут через каждый час, при необходимости на протяжении двух суток после травмы.

Приподнятое положение поврежденной части тела помогает замедлить кровоток, что уменьшает припухлость.

По данным ГБОУ Учебно-методический центр по ГОЧС Оренбургской области

Источник

Конспект урока на тему «Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой помощи»

«Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой помощи»

На примере данного урока предлагаю методику с использованием своеобразных «Карточек индивидуальных достижений учащихся» (см. Приложение 1), которые заранее подготавливаются учителем (или старшеклассниками), распечатываются на каждого учащегося, раздаются до начала урока. Учащиеся работают в них в течение всего урока — на разных его этапах, выполняя задания различного характера, и заносят в карточки свои ответы.

Такая форма работы усиливает внимание учащихся на уроке, способствует повышению познавательных способностей учащихся, интереса к изучаемой теме. Также даёт возможность проводить самоконтроль (и/или взаимоконтроль) и самооценку знаний и умений учащимися. Учитель получает возможность оценить каждого из учащихся, проанализировать, как проявляется активность и способности учащихся в течение урока, на разных его этапах.

Читайте также:  Лечебные пасты содержащие гидроокись кальция

Возможно проведение предлагаемого урока и без «карточек индивидуальных достижений», учитель может проводить выборочное оценивание учащихся, на своё усмотрение.

Данному уроку предшествует урок на тему: «Осанка, профилактика нарушений осанки», где изучаются понятия осанка, основные виды нарушений осанки (сколиоз, лордоз, кифоз), гиподинамия; рассматриваются меры предупреждения нарушений осанки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой помощи»»

Урок в 8 классе на тему:

«Травмы опорно-двигательной системы и

оказание первой помощи»

Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.

Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию ценности здоровья и жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (плакаты, учебник, раздаточный дидактический материал, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно — деятельностного подхода, игровые технологии, разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки, бланки с таблицами, плакаты, рисунки), мультимедийная установка.

Базовые понятия и термины: ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый), шина.

На примере данного урока предлагаю методику с использованием своеобразных «Карточек индивидуальных достижений учащихся» (см. Приложение 1), которые заранее подготавливаются учителем (или старшеклассниками), распечатываются на каждого учащегося, раздаются до начала урока. Учащиеся работают в них в течение всего урока — на разных его этапах, выполняя задания различного характера, и заносят в карточки свои ответы.

Такая форма работы усиливает внимание учащихся на уроке, способствует повышению познавательных способностей учащихся, интереса к изучаемой теме. Также даёт возможность проводить самоконтроль (и/или взаимоконтроль) и самооценку знаний и умений учащимися. Учитель получает возможность оценить каждого из учащихся, проанализировать, как проявляется активность и способности учащихся в течение урока, на разных его этапах.

Возможно проведение предлагаемого урока и без «карточек индивидуальных достижений», учитель может проводить выборочное оценивание учащихся, на своё усмотрение.

Данному уроку предшествует урок на тему: «Осанка, профилактика нарушений осанки», где изучаются понятия осанка, основные виды нарушений осанки (сколиоз, лордоз, кифоз), гиподинамия; рассматриваются меры предупреждения нарушений осанки.

I. Организационный этап (1-2 мин)

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. У каждого из вас на партах находятся карточки ваших личных достижений для работы на сегодняшнем уроке (Приложение 1). Прошу вас быть внимательными, вы будете отвечать на различные вопросы на протяжении всего урока, заносить результаты в эти карточки и в конце урока вы сможете сами проверить и оценить свою работу. Желаю удачи!» (Учащиеся подписывают карточки)

II. Актуализация знаний (10 мин)

Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.

1. Активная часть ОДС — … (мышцы)

2. Пассивная часть ОДС — … (кости, связки)

3. Вещества, придающие твёрдость костям — … (минеральные)

4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость — … (органические)

5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)

6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)

7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)

8. Чем образован пояс верхних конечностей? (две лопатки, две ключицы)

9. Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости — … (диафрагма)

10. Привычное положение тела во время покоя и движения — … (осанка)

Работа с биологическими понятиями и терминами.

Задание: переставить буквы таким образом, чтобы получить биологические термины и понятия (записать на доске полученные термины):

Читайте также:  Народные средства при болезни селезенки

1. ЯМАИНИДОГИП (гиподинамия)

2. ДЗОРОЛ (лордоз)

3. ПИЕСТОПЛОСОК (плоскостопие)

4. ЗОЛИСКО (сколиоз)

6. СТУВСА (сустав)

А теперь запишите определения терминов в индивидуальные карточки. При этом один из учащихся приглашается учителем к доске, он зачитывает свои ответы, учащиеся проверяют, корректируют друг друга при необходимости.

Работа с текстом. Учитель: «Перед вами на слайде представлен текст с ошибками. Найдите их, запишите в карточки ваших ответов уже исправленный, верный, по вашему мнению, вариант» Можно данный текст распечатать на каждую парту:

«1. Непривычное положение тела во время покоя и движения называется осанкой. 2. Она начинает формироваться в подростковом возрасте. 3. При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, голова наклонена вперёд или держится прямо, плечи развёрнуты, живот несколько выступает над грудью. 4. При таком положении обеспечивается самая оптимальная нагрузка на все группы мышц. 5. Плоскостопие – это повышение свода стопы из-за нарушения мышечного и связочного аппаратов»

(верно: привычное положение; в детском возрасте; голова слегка наклонена назад; грудь несколько выступает над животом; понижение свода)

После: само- или взаимопроверка под контролем учителя. Выставление баллов в карточку индивидуальных достижений.

III. Целеполагание, формулировка темы урока (2 мин)

«Знание – орудие, а не цель»

Учитель объявляет тему урока, а затем обращает внимание на высказывание Л.Н. Толстого, записанное на слайде (или доске): «Ребята, как вы понимаете данное высказывание? Как применимо оно к теме нашего сегодняшнего урока? И какова же цель нашего урока?» Учащиеся высказывают предположения (главная цель – не просто получить знания, изучить биологические понятия и термины, а научиться на практике применять свои знания, уметь грамотно действовать при оказании первой доврачебной помощи).

IV. Изучение нового материала (проблемное изложение) (15 мин)

Формулировка основных понятий урока

Учитель предлагает с помощью учебника (стр. 57) назвать основные травмы опорно-двигательной системы [1]. Виды травм записываются на доске (либо прикрепляются магнитами заранее подготовленные карточки с терминами).

Учитель: «А теперь вы сами попробуете дать определения каждому виду травм». Учитель предлагает учащимся на выбор вытащить карточку, с определением той или иной травмы ОДС. Учащиеся зачитывают, определяют, к какому виду травм относится данное определение, и прикрепляют напротив нужного термина.

Определения (на карточках)

закрытая травма тканей без нарушения их целостности

Источник

Конспект урока » Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата».

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 11-й класс

Пузенко Лариса Николаевна преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ-лицей г. Владикавказ

Цель: научить применять на практике полученные знания.

Образовательные : дать представление о травмах опорно-двигательного аппарата, познакомить с правилами оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умения и навыки оказания первой помощи, стимулировать ответственность за качество знаний, развивать практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой игры.

Воспитательные : формировать самообладание и самоконтроль, внимательность, самостоятельность и активность учащихся; создать атмосферу творческого применения знаний, творческой работы в парах.

Тип урока : Комбинированный УСУЗУН (урок совершенствования знаний, умений и навыков)

Форма урока : Практикум по целевому применению усвоенного теоретического материала.

Учебно-методический комплекс : Мультимедийная установка, шины стационарные, подручные средства для изготовления или использования вместо шины (куски фанеры), перекись водорода, раствор бриллиантовой зелени, вата, бинт, полотенце, шарф, атлас первой медицинской помощи, плакат «медицинская помощь пострадавшим», лед.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств.

Орг. момент. Постановка проблемы. (1 мин.)

Изучение нового материала с использованием мультимедийных проектов учащихся (20мин.)

Применение полученных знаний на практике (20 мин.)

Оценивание. (2 мин.)

Организационный момент: о бъявление темы, цели и задач урока.

Проверка д/з. – презентации по темам.

Изучение нового материала на основе ТРКМ.

Читайте также:  Чем лечить вздутие живота у взрослых народными средствами

Учитель: Самыми распространенными травмами являются ранения, сопровождающиеся различными видами кровотечений, а также травмы опорно-двигательного аппарата.

— Что такое травма?

— Где можно получить травму?

Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные травмы опорно-двигательного аппарата: переломы, ушибы, растяжения связок, вывихи и правила оказания пмп. Также я вам расскажу и покажу на практике оказание пмп при переломе ключицы, таза, бедра, позвоночника. В конце урока вы ответите на вопросы теста по пройденному материалу, « Как правильно оказать помощь пострадавшему? »

Переломы. 1 стадия осмысление (определение вида травмы)

Ситуация: Мальчик, играющий на детской площадке, получил травму руки. При осмотре: сильная боль, нарушение функций конечности, появление необычной подвижности в месте травмы, одновременно с подвижностью « хруст», рука стала короче, целостность кожи не нарушена.

1 стадия – вызов: составление списка информации.

Рассказ ученика, с использованием мультимедийного проекта: “Первая медицинская помощь при переломах”, информация записывается учащимися в тетрадь.

— Переломы (определение, виды, характеристики);

— ПМП при переломах плеча, бедра, позвоночника, ключицы(учитель показывает на ученике — который играет роль пострадавшего.)

Ушибы. 2 стадия – осмысление:

Ситуация: Ситуация: Во время спортивных соревнований молодой человек получил травму коленного сустава. При осмотре: болезненность, припухлость в области коленного сустава, синяк, нарушена подвижность пальцев (ушиб).

2 стадия – вызов: составление списка информации:

— ПМП при ушибах (учитель показывает на ученике — который играет роль пострадавшего.)

Растяжение и разрывы связок. 3 стадия – осмысление:

Ситуация: Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.

3 стадия – вызов: составление списка информации:

— Растяжение и разрывы связок;

— Признаки Растяжение и разрывы связок;

— ПМП растяжение и разрывы связок (учитель показывает на ученике — который играет роль пострадавшего.)

Вывихи суставов. 4 стадия – осмысление.

Ситуация. Ребята собирали яблоки на дереве. Спустившись на землю по лестнице, которая была приставлена к стволу дерева, они решили пошутить над товарищем, убрав лестницу. Мальчик чтоб не показаться слабаком, спрыгнул с дерева и приземлился на прямые руки сильно закричав. Подбежав к товарищу, ребята обнаружили, что у него деформирована рука, она стала короче, он не может ею двигать, а в плече выпирает шишка.

4 стадия – вызов: составление списка информации:

— Признаки вывиха суставов ;

— ПМП при вывихах (учитель показывает на ученике — который играет роль пострадавшего.)

Закрепление темы (тесты, показ фильма).

— При каком переломе образуется надлом, трещина кости? (При неполном, так как кость повреждена частично).

— Охарактеризуйте закрытые, открытые и осложненные переломы. (Закрытые – без повреждения кожи, открытые – с нарушением целостности кожи, осложненные – с кровотечением, размозжением окружающих тканей.)

— Что является типичной причиной ушиба? (Падение, удар).

— Перелом, каких костей предусматривает фиксацию поврежденных конечностей к мягкому валику или бутылке? (Переломы костей кисти и пальцев, чтобы придать «хватательное» положение кисти).

— Какие признаки характерны для каждого вывиха? (Механизм травмы, изменение формы сустава, ненормальное положение конечности, ограничение движений в суставе. При попытке пассивных движений в суставе резко усиливается боль и ощущается пружинистое сопротивление. Иногда прощупывается конец кисти в необычном для нее месте).

— Для какой травмы характерны повышенная подвижность костей и осязаемый при этом хруст? (Переломы).

Наша задача знать и уметь оказать пмп, но я вам желаю чтобы вы никогда не травмировались и вам не пришлось использовать эти знания.

VI . Домашнее задание.

1. Знать и отработать правила оказания ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата.

2. Терминологическая работа:

В заключении урока я хочу сказать, что наша с вами задача знать и уметь оказывать ПМП при травмах. Но я желаю вам, чтобы вам никогда не пришлось использовать ваши знания на практике и будьте здоровы, живите без травм.

Источник