Меню

Физическое развитие средствами народной игровой культуры доу

Физическое развитие средствами народной игровой культуры. Игровой тренинг для воспитателей

Ольга Черкасова
Физическое развитие средствами народной игровой культуры. Игровой тренинг для воспитателей

Цель: Активизировать эмоциональные состояния участников-педагогов. Сплотить коллектив, формировать взаимное доверие участников и умение координировать совместные действия. Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов через подвижную игру.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня игровой тренинг будет проходить с элементами мордовского национального колорита.

1. Для хорошего настроя и благоприятной обстановки,предлагаю поприветствовать друг друга словами:

-Шумбрат, ялгам! Здравствуй мой друг!

Но так как у нас сейчас в стране атмосфера карантина, то приветствуем друг друга не обнимаясь и не здороваясь за руку, а просто дотрагиваясь кистью, сжатой в кулачок, до своего друга.

Давайте попробуем. (педагоги выполняют приветствие).

2. Упражнение-разминка «Теремок», пальчиковая игра

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к

.следующему упражнению, или игре.

Пальчиковая игра «Теремок»

Аште паксяса кудыне На поляне теремок ладони сложить «домиком»

Кенкшесь пекстазь панжамос

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок

Трубасто моли качамо Из трубы идёт дымок поочерёдно из всех пальцев сделать колечки

Кудонть перьга пирене

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить

Иляза сова салыця. Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочерёдно

кулаком постучать по ладони

широко развести руки в стороны

Мон тыньк ялганк.

Я ваш друг! ладони сомкнуть одна поперёк другой

3. Предлагаю Вам коллеги поиграть в мордовскую игру «В ключи»

Данные игра рекомендована для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём»

(«Панжомнесэ» — эрз., «Пантемаса»— мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает,указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых.Последний ему советует:

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

Проводится игра с педагогами.

-Уважаемые педагоги, поделитесь вашими впечатлениями о проведённой игре. (ответы педагогов)

-Всем спасибо за участие и внимание.

1.Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования \ О. В. Бурляева (и др.); Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015г.

2. Брыжинский В. С. Серебряные цепочки. Саранск, Мордовское книжное издательство,2002.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития. СПб, Питер. С. 56-79.2001.

4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе. //Управление ДОУ. Стр13-15 -№5-2012.

5. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. ] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.

Читайте также:  Средство от больного горла народными средствами

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Игровой математический материал по народной кукле Масленица Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игровой математический материал, который можно использовать при знакомстве детей с народной.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: — Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ) Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе) Конспект совместной деятельности воспитателя и детей – сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (младшая группа). Задачи:1. Развивать.

Источник

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»
материал

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры».

Скачать:

Вложение Размер
igrovoy_trening_narodnye_igry.docx 21.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 28»

Игровой тренинг с воспитателями

«Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

Составила и провела:

Инструктор пои ФИЗО

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами погорим о русской народной подвижной игре, как о средстве сохранения и укрепления здоровья детей (физического и психологического) и всестороннего развития личности дошкольника. Мы с вами начнем наше взаимодействие с игры — «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)».

Здравствуй друг – жмут друг другу руки;

Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;

Где ты был – берутся за ухо;

Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;

Ты пришел – раскрывают руки в стороны;

Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.

Народные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Существует много народных игр, основанных на целенаправленном развитии интеллекта, воспитании различных физических качеств, на передаче важных сведений, информации о мире игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Все они развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка.

Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, эстетического и физического воспитания дошкольников. Дети разных народов, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Дошкольников в играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого — активность детей в игровых целях.

Народная игра-естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Конкурс № 1 : (разминка) Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

— Главная роль в народной игре? (водящий)

— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

— Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

— Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

— Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Народные игры-наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

1. Речевого (словесного) общения.

2. Ритмического или мелодического выражения.

3. Совместных движениях и действиях.

Основная функция народных игр — воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Народные игры как средство физического воспитания дошкольников, прежде всего, решают задачу побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей ребенка в познавательной, двигательной и эмоциональной сферах.

Использование народных игр в образовательном процессе позволяет реализовать двигательный компонент, представленный в физическом воспитании, познавательный компонент, основанный на знаниях о русской народной культуре и эмоциональный компонент, связанный с сюжетной основой русских народных игр.

Познавательный компонент определяет уровень знаний дошкольников о русских народных играх, традициях, обычаях; деятельный компонент — опосредованное восприятие дошкольниками русских народных игр; эмоциональный компонент — непосредственное восприятие ребенком русской народной культуры.

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп.

Популярность таких народных игр, как «лапта», «городки», «салки», «чижик», «кашевары», «народный мяч», «невод», «охотники и утки», «бабки», «перетягивание каната», «кошки-мышки», «горелки», «хоровод», должна использоваться в качестве средства привлечения дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Источник