Диалог выбора меток

Лопатинский рудник

пешеходный маршрут, рукотворный ландшафт, окаменелости, пейзаж, техногенный, фосфориты, рудник, егорьевск, воскресенск, велосипед, техника, подмосковье, природа / Cкажите спасибо первым Сказать спасибо
7,538 km от Fairfield

Лопатинский рудник – потрясающе красивый техногенный заповедник в Московской области, расположенный между Воскресенском и Егорьевском, образованный бывшими открытыми разработками фосфоритных месторождений.

1

Фосфориты - это отложения поздне-юрского периода с белемнитами, аммонитами..., т.е. окаменелыми остатками морских беспозвоночных . Ведь 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, на территории Московской области было море…

Карьеры Лопатинского рудника - место для Подмосковья уникальное, так как  здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры. Точнее, водные ящеры – ихтиозавры. Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было - разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов.

 Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело - живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала, чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину. Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35, а двустворок - более 45 видов, плюс к этому - белемниты, брахиоподы, губки, морские ежи... Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода) насчитывает почти 150 различных наименований!

6

Научная общественность била тревогу - под ковшами экскаваторов погибал настоящий "Парк Юрского Периода".

7

 

 Но то, что было не под силу остановить "гнилой интеллигенции", оказалось элементарной задачей для "новой рыночной экономики". Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов) оказалось решительно нерентабельным. Фосфориты очень активно использовалось как естественные удобрения в советское время, а ныне спроса на них уже нет, да и месторождения уже истощены.

Поражающая размерами и сложностью техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом. Так, в результате очередного изменения климата - на этот раз, экономического - в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров. Примечательно то, что уникальный ландшафт Лопатинского рудника, включая систему озер, подробно не представлен ни на одной топографической карте.

2

 Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Для добычи руды  был создан Лопатинкий рудник., а для ее перевозки  на ближайшие химкомбинаты была построена  одноколейная железная дорога , сейчас практически заброшенная.

5

Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью.

Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.

На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать "приставным" шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой - путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.

8

Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему - грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова - медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.

9

Комплекс этих мероприятий привел к созданию невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды - высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. Увеличивается не только возраст, но и высота, и вот, мечта друида - огород становится настоящим лесом! Для полноты картины необходимо учесть, что рудник, по большей части, заброшен, а многие старые карьеры и другие техногенные впадины затоплены. В результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами.

По последним сведениям, последний экскаватор уже отправили на металлолом… но удивительные пейзажи остались.

3

Ныне территория Лопатинского рудника уже частично заросла сосновыми посадками, в которых летом очень хорошо растут грибы, преимущественно маслята. Старый сосновый лес соседствует с молодняком, которому от силы лет десять. Все посадки имеют строгие прямоугольные формы.

10

Еще оставшиеся карьеры представляют собой завораживающий “марсианский” пейзаж с песчаными холмами и барханами красно-желто-коричневых расцветок. Внизу плещется вода, где кристально чистая, а где и красно-коричневатовых оттенков, без признаков жизни, пить которую не рекомендуется.

11

Зимой, по территории рудника, и в близлежащих лесах прокладываются лыжные трассы. В системе озер водится рыба, которая хорошо “идет” как летом, так и зимой.


 

Как добраться

 

Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии от Москвы и Рязани чуть к востоку от города Воскресенска, что в Московской области. К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами. В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения, поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере прочувствоваться духом местности.

На своих двоих.
От Москвы до пл. Москворецкая - электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток, вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды, потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника. Последний уцелевший экскаватор - по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре. Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой) от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4), однако найти ее сложнее. Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов), но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно.

Общественным транспортом.
От Москвы до пл. 88-й км - электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань. Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед). Далее автобусом №24 "Воскресенск - Фосфоритный", в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера), около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами №22 "Воскресенск - Ёлкино" и №37 "Воскресенск - Ёлкино - Медведка", каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день. Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления, следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день), до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская - по выбору. Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше).

Личным транспортом.
Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска, так и со стороны Егорьевска. К последнему уцелевшему экскаватору следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское, далее в генеральном направлении на запад - юго-запад, по бетонке приемлемого качества. Объект расположен чуть к югу от уреза 112,8 на речке Семиславке, пока виден издалека.

 

letobudet, 12 ноября 2010 в 15:56

Выделить в результатах поиска

Дополнительно

Комментарии (0) Оставить комментарий

Фотографии

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/imesta.info/protected/models/Posts.php on line 349

Карта

Карта ...
Координаты:
Широта: 55.2661085
Долгота: 38.8449955

Погода

Яндекс.Погода

закрыть
Диалог