Диалог выбора меток

Дом-музей Чайковского. Клин

чайковский, композитор, клин, подмосковье, музей / Cкажите спасибо первым Сказать спасибо
9,457 km от Houston

Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс,Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и  многие другие. Музыка, знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям,в доме ее автора воспринимается совершенно иначе.

 

 История музея.

В доме на окраине старинного Клина П. И. Чайковский поселился 5 мая 1892 года и прожил последние семнадцать месяцев своей жизни. В этом тихом подмосковном уголке он нашел идеальные условия для творчества: здесь он закончил корректуры партитур оперы "Иоланта" и балета "Щелкунчик", написал 18 пьес для фортепиано, сочинение 72, вокальный квартет "Ночь", романсы, сочинение 73 на слова Д. Ратгауза, Третий фортепианный концерт, ставший последним произведением, над которым работал композитор. В конце рукописи стоит дата " октября 1893 г. Клин".

В этом же доме была написана композитором Шестая симфония, которую считал Чайковский "наилучшей и в особенности наиискреннейшей" из всех своих произведений. Отсюда 7 октября 1893 года он отправился в свою последнюю концертную поездку в Петербург.

В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора. Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И.Чайковский и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому  пристройку и поселились там.

М.И.Чайковский, создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как сохранение, собирание, научная работа и пропаганда.В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться.

После смерти основателя Дом-музей пережил множество самых разнообразных событий, как ярких, счастливых, так и трагических. Осенью 1917 года Н.Т..Жегин, на которого Московское Отделение Русского музыкального общества возложило общее заведование музеем, обеспокоенный сложностью обстановки в стране, перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 году.

В 20-е годы самыми значительными были выставки, посвященные А.С.Пушкину и С.И.Танееву, и выставка "Современники П.И.Чайковского".

В 30-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского, которое широко отмечалось в 1940 году, начинается систематическая работа по изучению творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка.

. С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского - в Удмуртию, в город Воткинск. Там сотрудниками музея была организована экспозиция мемориальных фондов. Большую просветительскую работу вели они с местным населением, в госпиталях, школах. Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея в Клину. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже - в комнатах Чайковского и его брата - были устроены солдатские казармы. После освобождения Клина музей был в очень короткий срок отреставрирован и возобновил свою музыкально-просветительскую деятельность среди населения и воинов Советской Армии. В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.

В юбилейном, 1990 году, когда весь мир отмечал 150-летие со дня рождения П.И.Чайковского, было основано Международное Общество П.И.Чайковского. Вместе с Домом-музеем его учредителями стали Ассоциация лауреатов Международных конкурсов имени П.И.Чайковского и Ассоциация исследователей русской классической музыки. Задачами Общества являются: собирание, всестороннее изучение и разнообразная пропаганда творческого наследия П.И.Чайковского. Общество призвано оказывать помощь в организации фестивалей, выставок, концертов, научных конференций, в издании трудов, реставрации мемориальных мест (прежде всего, усадеб Демьяново и Фроловское в Клину и создание музея П.И.Чайковского в Москве), приобретении на аукционах и у частных лиц материалов, связанных с жизнью и творчеством композитора.

 

Дом Чайковского.

Дом Чайковского - это двухэтажная деревянная усадьба, в которой лично композитор занимал комнаты второго этажа.  Поражают две детали. Скромность личной обстановки Чайковского и его привязанность к изделиям, предметам, изготовленным его поклонницами, какие-то женские безделушки, вязанные их руками скатерти, накидки, коврам, хранившимся сейчас и хранимые при жизни. Как не вяжется все это с обликом человека, воссоздаваемым из двух источников - официозной биографии и бытовых сплетен, живущих вот уже десятилетия после загадочней смерти композитора

В одной из комнат, являющеюся его спальней - простая небольшая железная кровать с вязаным ручным ковром, стол, за которым работал Чайковский, сделанный местным столяром по заказу композитора.

В парадной приемной стоит черный рояль. За него садился Чайковский, когда у него были именитые гости. Небольшой письменный стол с коллекцией трубок, собираемых композитором.

Чайковский жил здесь не один. Нижний этаж занимал его слуга Сапронов, проживший с ним более 20 лет. Часть помещений нижнего этажа занимал племянник Чайковского - Давыдов, красивой наружности юноша. Ему было  завещано все движимое имущество, а слуге Сапронову -   недвижимое, т.е. усадьба, которую, кстати, Чайковский приобрел в Клине по настоянию Сафронова, захотевшего жить в своих родных местах.

 К дому с одной стороны примыкает добротный сарай - в нем была конюшня, коровник - это довольно крепкое сооружение, простоит он еще долго-долго, хотя ему минуло сто лет, а с другой - вплотную подходит небольшой парк с цветниками, в одном из них были в свое время высажены руками Чайковского любимые его цветы - ландыши. Кстати, рассказывают, что почитатели таланта Чайковского подарили ему вагон... ландышей!

Парк осажен вековыми кленами и липами, шумят белоствольные березы, и невольно представляешь себе, как здесь когда-то гулял в одиночестве русский музыкальный гений. И, глядя на   парк, прекрасный, могучий, процветающий, думаешь, да - все в мире преходяще, тленно - кроме природы, она вечна и бесконечна!

Сейчас в дом-музей идут непрерывным потоком почитатели композитора и просто любопытные. За год посещают до 100 тысяч человек!

В настоящее время музей принимает на хранение фонды исследователей творчества П. И. Чайковского, его потомков (Ю.Л.Давыдова, К.Ю.Давыдовой, И.Ю.Соколинской, семьи М.И.Чайковского, а также бывших сотрудников музея (Н.Т.Жегина, М.Э.Риттих, З.В.Левитон и др.) Большой интерес представляют такие регулярно пополняющиеся коллекции музея, как:
• фоноархив (записи сочинений Чайковского от начала века до настоящего времени)
• афишно-программная коллекция (исполнение музыки Чайковского во всем мире от прижизненного до настоящего времени)
• коллекция произведений изобразительного искусства(живопись, графика, скульптура. Особенно интересен раздел "Сценография", который включает эскизы декораций и костюмов к произведениям Чайковского ведущих театральных художников с конца Х1Х века до наших дней, театральные костюмы
• книжные фонды (нотные издания произведений П.И.Чайковского от прижизненных до настоящего времени, собрание отечественной и зарубежной литературы о композиторе)
• фоно, фото, книжное и документальное собрание по русской музыке второй половины Х1Х и ХХ веков
• копии документов, находящихся в частных владениях, в архивах или музеях России и за ее пределами.

 

Адрес:

г.Клин Московской обл.,ул.Чайковского, 18.

тел. (095)539 - 81 – 96 тел./факс (095)539 - 84 - 67

Часы работы - с 10 до 18; Касса - до 17.

Выходные дни - среда, четверг;

санитарный день - последний понедельник месяца.

 

Как добраться:

Электропоездом: С Ленинградского вокзала до Клина, Твери или Конаково до ст. "Клин", от вокзала: авт. 5, 13, до ост. "Дом-музей Чайковского".

Nia, 11 ноября 2010 в 11:38

Выделить в результатах поиска

Дополнительно

Комментарии (4) Оставить комментарий

от gdmch@mail.ru / 24 сентября 2015 в 12:17

К сожалению, длина комментов ограничена, поэтому отдельно еще одно уточнение: Городские автобусы останавливаются на улице Чайковского, так что до входа надо пройти по Демьяновскому проезду до Ленинградского шоссе.

от gdmch@mail.ru / 24 сентября 2015 в 12:10

Еще о проезде до музея: Вход в музейный комплекс со стороны Ленинградского шоссе. Около музея, на Демьяновском проезде, есть бесплатная стоянка. Если ехать из Москвы по Ленинградке - за музеем сразу направо. Со стороны Твери (Петербурга) поворота на стоянку нет, в Клину надо уточнять, как выехать на улицу Чайковского, с нее по Демьяновскому проезду до стоянки.

от gdmch@mail.ru / 24 сентября 2015 в 12:09

В продолжение предыдущему комментарию: Проезд от Москвы на электричке с Ленинградского вокзала до ст. Клин (электрички до Твери, Конаково, Клина), далее маршрутки или автобусы №№ 5, 17, 18, 30, 40 до ост. "Музей Чайковского". Можно добраться на автобусе №437 от метро "Водный стадион" до самого музея (остановка "Музей Чайковского" прямо напротив входа, по требованию), но на Ленинградском шоссе возможны пробки.

Показать все отзывы 3 из 4 отзывов

Фотографии

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/imesta.info/protected/models/Posts.php on line 349

Карта

Карта ...
Координаты:
Широта: 56.328269
Долгота: 36.7466925

Погода

Яндекс.Погода

закрыть
Диалог