Диалог выбора меток

Платформа "Ленинская"

отдых с детьми, назад в ссср, по выходным, павловское, платформа, достопримечательность, домодедовский, подмосковье / Cкажите спасибо первым Сказать спасибо
7,572 km от Woodbridge

Когда-то в Павловское (Домодедовский район) я заезжал частенько. Всегда на автобусе. Но, однажды, я попал в большой перерыв между рейсами. Мне посоветовали ехать на электричке – мол, в 5 минутах от автобусной остановки – платформа. Ни слова о том, что туда даже просто стоило бы сходить, я не услышал. Ориентируясь на стук колёс проходящих поездов, я направился к ней по одной из асфальтированных дорожек. Увидеть здание вокзала издалека – мешали деревья. Дорожка привела меня к подземному переходу на платформу, за которой возвышался зелёный шпиль, увенчанный звездой. Я поспешил подняться на перрон, откуда здание (N 55° 29.342',
E 37° 43.928') мне предстало в полной красе:

1


Случайные попутчики тогда мне кое-что рассказали об истории этого места (многое приукрасили): мраморная платформа, ворота в Ленинские горки, памятник Ленину внутри вокзала… В следующий раз я уже взял с собой фотоаппарат. А позже, перед очередной поездкой сюда, я нашёл интересную статью «В начале последнего пути»:
В любую погоду эта станция нереальной своей красотой врывалась в сон дремлющих пассажиров, едущих из Москвы с Павелецкого вокзала. Напоминает главный павильон ВДНХ в миниатюре. Голубые ели краше, чем у Кремлевской стены; невозможно гордый шпиль; платформа такой ухоженности, какая попадалась лишь на открытках с видами Швейцарии. И цветы, цветы, цветы… Это она – самая бесполезная и одновременно самая значимая станция в СССР – Ленинская.

2


Если кто еще не догадался, Ленинская – ворота в Музей-заповедник «Горки-Ленинские». Вернее, была когда-то воротами. Горки – усадьба, где Ленин Владимир Ильич провел последние дни, написал последние завещания, сфотографировался в последний раз и умер. И знаменитый траурный поезд повез тело вождя трудового пролетариата от станции, которая тогда называлась Герасимовка, до Москвы. Облюбовали усадьбу большевики уже в 1918 году. Почти сразу же после революции они организовали в Горках «санаторию для советских служащих».
«Санаторием для совслужащих» Горки числились до создания ленинского мемориального музея в 1949 году. Хотя с осени восемнадцатого усадьба стала по сути дачей-резиденцией Ленина. А после его смерти – местом обитания ленинской родни.
Настоящий расцвет Горок и ближайшей к ней станции начинается в конце сороковых, когда сначала открылся музей, а потом и был построен мемориал-вокзал Ленинский.

3


О, что это были за денечки! Толпы организованных и неорганизованных туристов всех цветов кожи и разреза глаз доезжали на электричках до Ленинской. Они проходили по парку с подстриженными липами, непривычными для Подмосковья туями и символичными голубыми елями. Они входили в трехъярусное здание вокзала с 15-метровым шпилем (язык не повернется назвать сооружение с 24 колоннами станцией).

4

Об особом статусе говорит и тот факт, что под путями построили подземный переход, нарушая все стандарты. Ведь по ГОСТу, более дорогой и удобный тоннель (в сравнении с надземным переходом) положен только тем станциям, где число жителей превысило определенный порог. На Ленинской же его построили сразу, и даже не пожалели мрамора на облицовку. А скажем в Домодедове и Видном пассажиры до сих пор пользуются дешевым и неудобным мостом, хотя население их гораздо больше Ленинской.


План парка хорошо виден на снимках из Google:


5

Под потолком с лепниной приветственно звенела хрустальная, ежедневно омываемая люстра, а вождь с пьедестала дружелюбно протягивал им руку из глубины прохладного зала.
Вокзал с зеркальной звездой (солнце отражалось на многие километры вокруг) на шпиле открылся в 1954 году. Здание строилось за глухим забором и с такой секретностью, что породило у местного населения домыслы о таинственном сверхмощном бункере. Когда активная и молодая Лидия Лобачева в середине 80-х была назначена начальником Ленинской, она тщательно обследовала вверенный объект на предмет тайных помещений. Но увы… Ничего под этим вокзалом нет.

Об особом статусе говорит и тот факт, что под путями построили подземный переход, нарушая все стандарты. Ведь по ГОСТу, более дорогой и удобный тоннель (в сравнении с надземным переходом) положен только тем станциям, где число жителей превысило определенный порог. На Ленинской же его построили сразу, и даже не пожалели мрамора на облицовку. А скажем в Домодедове и Видном пассажиры до сих пор пользуются дешевым и неудобным мостом, хотя население их гораздо больше Ленинской.


Ленинской станция, естественно, стала называться еще в 1924 году. До этого она была просто Герасимовка. В честь братьев-купцов Герасимовых, на чьи средства в конце ХIХ века и была построена дачная платформа на линии Москва-Павелецкая Рязанско-Уральской железной дороги. Герасимовы в то время были владельцами Горок. Кстати, пару лет после смерти Ленина станция в сторону Москвы именовалась Ленинской, а в сторону Каширы продолжала оставаться Герасимовкой.
Видимо, этому месту так и суждено весь век находиться между двумя именами. Потому как даже после открытия помпезного вокзала деревянная Герасимовка никуда не делась, а сиротливо разрушалась в нескольких метрах от мраморного соседа. В 1984-м ее отреставрировали, отмыли, поставили бюст Ленина, и она затмила своим деревенским очарованием Ленинскую.

6


– У нас штат был 30 человек. 5 кассиров, дежурные, рабочие, уборщики, – рассказывает Лидия Михайловна (последний начальник Ленинской).
– Я попала сюда с Авиационной, серьезной товарной станции. А на Ленинской главной заботой было содержать станцию в образцовом порядке.

Они и содержали. Мыли, драили, следили за цветниками, как за своими собственными. Станция работала круглосуточно, и одна особо ярая цветочница по ночам специально выносила стул, чтобы ни один ею лично посаженный пион не пропал в злодейских руках. Все, что не могли сделать сами, делали шефы – благо их у Ленинской было много. В зале с приветливым Владимиром Ильичем молодожены сменяли юных пионеров, а в деревянном павильоне Герасимовки станционные работники отмечали Новый год. Хорошее было время.

7


А потом пришла гроза – 90-е годы. Первой пострадала всеобщая любимица – деревянная Герасимовка. Сначала с нее исчезли четверо штатных рабочих. Потом кто-то пытался украсть бронзовый бюст Ленина.

Самое страшное случилось, когда Ленинскую объединили с соседней станцией Расторгуево. Ленинская осталась совсем без надзора – штат урезали до кассира. А Герасимовку, единственный образец дачной платформы начала ХХ века, просто сожгли. Кто? Зачем? Неизвестно.

Исчезли цветники, какие-то варвары срубили туи и часть голубых елей, из туннеля под насыпью отодрали весь искусственный мрамор, автобус до усадьбы стал ходить раз в сутки. Так что музейщики, когда-то главные пассажиры станции, и вовсе перестали ею пользоваться. На маршрутке быстрее.
Сегодня дверь некогда цветущего вокзала забита фанерой и посмотреть на приветливого Ленина может только кассир, сидящий за наглухо зарешеченным окошком. Зеркала со звезды осыпались…

Как добраться: на электричке станция ленинская- павелецкого направления жд., или от м. Домодедовская 439 автобус.

Спасибо Александру за возможность использовать материалы его дневника.

letobudet, 10 ноября 2010 в 14:50

Выделить в результатах поиска

Дополнительно

Комментарии (0) Оставить комментарий

Фотографии

Ещё в окрестностях (посмотреть вокруг)


2.4 km | Усадьба Горки

Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — это архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века. Усадьба Горки является его главной достопримечательностью. История усадьбы восходит к XVI в. Основные постройки...  

Читать дальше / Оставить комментарий / дворянская усадьба, горки ленинские, горки

07 июля 2010 в 17:20

5.5 km | Подольские поля

Всего в 15 километрах на юг от МКАД есть поля, на которых можно отлично катать на кайте зимой. Размер основного поля - примерно 2х1 км, по краям и через дорогу есть еще. Машины можно ставить либо на дороге, либо на маленькой...  

Читать дальше / Оставить комментарий / зима, спорт, природа, россия, кайт, подольский район

18 февраля 2010 в 17:23

6.0 km | Усадьба Суханово

Суханово остается одним из прелестнейших уголков Подмосковья. Сочетание разнообразных архитектурных стилей – поздний классицизм, московский ампир, псевдоготика и старинного парка в стиле естественного сада, широко пропагандируемого в конце...  

Читать дальше / Оставить комментарий / подмосковье, усадьба

30 октября 2010 в 17:07

6.7 km | Екатерининская пустынь(Свято-Екатерининский монастырь)

Своим возникновением монастырь святой великомученицы Екатерины обязан чуду, произошедшему с Царем Алексеем Михайловичем, известным своей набожностью и радением о Христовой Церкви. Верно, по усердным молитвам Царя, святая великомученица Екатерина...  

Читать дальше / Оставить комментарий / достопримечательности, подмосковье, храм, богослужения, архитектура

26 октября 2010 в 21:54

12 km | Пещера Силикаты

В истории подмосковной спелестологии важнейшее место занимает Подольский район.. Добыча белого камня велась по берегам рек Десны, Пахры, Мочи и Лубянки. Известны также разработки непосредственно на территории города Подольска, например под городским...  

Читать дальше / Оставить комментарий /

05 февраля 2010 в 14:39


Карта

Карта ...
Координаты:
Широта: 55.490817
Долгота: 37.735977

Погода

Яндекс.Погода

закрыть
Диалог